закрыть
Наши специалисты Статьи Диеты Тесты Справочники Объявления Страхование Новости Форум Магазин
На главную Карта сайта Поиск по сайту Написать письмо
  Разделы сайта: 
Медицина PRO
Медицинский портал
 
 НАВИГАЦИЯ
Разное
Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Доказательная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Терапия
Судебная медицина
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология
Страхование

 НОВИНКИ
Re-Engineering of the Damaged Brain and Spinal Cord : Evidence-Based Neurorehabilitation (Acta Neurochirurgica Supplementum)
Re-Engineering of the Damaged Brain and Spinal Cord : Evidence-Based Neurorehabilitation (Acta Neurochirurgica Supplementum)
все книги
 ПОИСК
   Главная   Новости   Фармакология и фармация   Эксперты считают, что рост аптечных учреждений в крупных городах России достиг предела
 Новости

28.03.2007

Эксперты считают, что рост аптечных учреждений в крупных городах России достиг предела

   Сетевой бум, охвативший розничную торговлю продуктами и одеждой, добрался до аптечного рынка. В 2006 г. рынок вырос на 37%, а по соотношению аптек и численности населения Россия обогнала многие европейские страны. Инвесторам, желающим заработать на перспективной аптечной рознице, стоит поторопиться — уже в этом году темпы роста замедлятся и для новых игроков места не останется, предупреждают эксперты.
   Сказочный рост
    Российский аптечный рынок сейчас напоминает безразмерную рукавичку из русской сказки. За последние пять лет, по оценкам центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, число аптек в Москве выросло в восемь раз — с 300 до 2500, а с учетом аптечных киосков составило, по оценке DSM Group, почти 3500.
   
    2-3 аптеки в одном московском здании перестали быть редким зрелищем. Консолидация рынка и появление новых компаний порой приводят к курьезам. После объявленного недавно ребрендинга аптечной сети О3, в конце прошлого года купленной другим ритейлером — “Риглой”, на многих центральных улицах Москвы вывеска “Риглы” украсит сразу несколько аптек. Особенно богат на аптеки московский Арбат — корреспондент “Ведомостей” насчитала здесь девять аптечных учреждений, расположенных почти подряд.
   
    Куда еще расти? Но фармрынок продолжает привлекать новых инвесторов. Например, бывшие франчайзи “Копейки”, продав “Сеть розничной торговли”, в прошлом году запустили сеть “А5”, рассчитывая открыть 300 розничных точек. Собственные сетевые проекты затеяли бывший гендиректор сети “03 Аптека” Игорь Тюрин-Кузьмин (“Аптекарь”) и бывший топ-менеджер сети “Старый лекарь” Александр Йонсен.
   
    Между тем пик роста аптечного рынка уже пройден, считают эксперты: он пришелся на 2006 г., когда объем розничных продаж лекарств и парафармацевтики вырос на 37%, превысив $12 млрд. В дальнейшем рост начнет замедляться: к 2010 г. объем рынка составит, по прогнозам DSM Group, $21,4 млрд, а среднегодовые темпы — 12-15% (см. рисунки). DSM Group подсчитала, что по соотношению аптек и населения Россия (одна аптека на 3200 человек) опередила такие европейские страны, как Германия (на 3800 человек) и Польша (на 3400). Другое дело, что в Европе сети контролируют 80% рынка, а в России — не более 20%. Остальное пока приходится на государственные, муниципальные и одиночные частные аптеки.
   
    Выгодный товар
    “Консолидация только начинается. Возможность создать новый сетевой проект, а потом выгодно продать его крупному ритейлеру — как раз то, что манит сюда новых инвесторов”, — объясняет гендиректор DSM Group Александр Кузин.
   
    Аптечный бизнес привлекает относительной дешевизной входа и высокой маржинальностью. Наименее затратный вариант — аптеки так называемого закрытого формата (закрытая витрина с провизором), для которых достаточно 100 кв. м. По оценкам гендиректора “36,6” Артема Бектемирова, на запуск “закрытой” аптеки площадью 70-100 кв. м в Москве требуется $50 000 без учета аренды, “открытой” (120-200 кв. м) — около $100 000.
   
    Зато и доходность таких аптек выше. Если в “закрытых” средняя наценка не превышает 30%, то в “открытых” она доходит до 50% на медикаменты и до 70% на парафармацевтику, рассказывает владелец сети “Аптекарь” Игорь Тюрин-Кузьмин. По словам Бектемирова, прибыльность аптеки в Москве составляет примерно 15%. В Петербурге норма прибыли аптек чуть ниже — владелец аптечной сети “Фармакор” Александр Афанасьев в интервью “Ведомостям” говорил о 6-12%.
   
    Валовая рентабельность аптечной розницы даже выше, чем продуктовой. К примеру, валовая рентабельность сети “36,6” за девять месяцев 2006 г. составила 35,4%, тогда как среди продуктовых ритейлеров за тот же период самый высокий показатель был у “Седьмого континента” — 32,9%, а у “Пятерочки” и “Перекрестка” составил 26% и 27% соответственно.
   
    “В зависимости от расположения аптеки она окупается за 6-18 месяцев. После открытия аптека ежемесячно несет убытки примерно в $10 000. Теоретически можно выйти в ноль через 2-3 месяца, если аптека расположена в очень удачном месте, например у станции метро или вокзала”, — комментирует Тюрин-Кузьмин.
   
    По словам Кузина, в месяц одиночная “закрытая” аптека приносит $15 000-40 000 выручки, “открытая” сетевая — $50 000-70 000. Строить сетевые проекты выгоднее: по оценкам Тюрина-Кузьмина, сетевой ритейлер может рассчитывать на скидку от дистрибутора как минимум в 15%.
   
    Однако места для новых игроков практически не осталось, убеждены участники рынка. Они могут появляться с единственной целью — развить успешную аптеку или купить несколько мелких сетей, нарастить капитализацию и затем продать стратегическому инвестору. К 2010 г. сети будут занимать порядка 70% рынка, прогнозируют DSM и “Фармэксперт”.
   
    “Инвесторы в фармсектор сейчас мало задумываются об эффективности бизнеса. Главное — занять как можно большую долю рынка, процесс завоевания территорий займет еще 2-3 года. Затем компании продадут бизнес либо начнут приводить его в порядок, возможно, часть аптек будет закрыта”, — рассуждает Кузин.
   
    В ходе консолидации покупателями выступят либо наиболее агрессивные российские игроки (“36,6”, “Ригла” и т. д., см. таблицу), либо иностранцы, которые сейчас на рынке вообще не представлены. В прошлом году Celesio и Alliance Boots уже заявили о желании приобрести в России аптечные активы. Celesio даже участвовала в тендере на сеть О3 (доставшуюся, впрочем, российскому “Протеку”). Экспансия глобальных фармритейлеров в Россию начнется через 2-3 года, прогнозирует ведущий “Фармэксперта” Давид Мелик-Гусейнов. Этого времени сегодняшним стартапам будет достаточно, чтобы продать бизнес крупным сетям, которых, в свою очередь, поглотят западные инвесторы.
   
    ВЫГОДНЫЕ НИШИ
    Рост аптек в Москве и крупных городах фактически достиг предела, считают эксперты. Однако ряд сегментов сохраняет большой потенциал.
    Один из успешных примеров нишевого бизнеса — московская сеть “Самсон-Фарма”. У этой сети всего восемь аптек, зато самый высокий в Москве показатель удельного товарооборота на единицу торговой площади, говорит Давид Мелик-Гусейнов. Секрет в том, что “Самсон-Фарма” — единственный дискаунтер. “Наценка у них вчетверо ниже, но "Самсон-Фарма" специализируется на редких дорогих лекарствах, которые в других аптеках зачастую не купишь. Отсюда большой оборот”, — объясняет он.
    Сеть “Итек” осваивает два сегмента — дистанционную торговлю лекарствами через терминалы в метро и премиальные супермаркеты с бесплатными консультациями врачей и фитобарами. “Акцент на сервисе — единственный способ выделиться среди конкурентов”, — говорит замгендиректора по развитию “Итека” Яков Рыжкин.
    Сетевых ритейлеров, работающих в открытом формате, выручает парафармацевтика. Продажи косметики, БАД и прочих нелекарственных товаров обеспечивают не менее 40% выручки сетей и растут на 40-45% в год.
Источник: Pharmindex.ru
 КАЛЕНДАРЬ
 Фармакология и фармация
15.12.2008  Немецкие учёные открыли новый класс противовоспалительных лекарств эффективнее аспирина
11.12.2008  Лекарство от глаукомы оказалось эффективным стимулятором роста ресниц
03.12.2008  Новое лекарство помогает восстановить биоритмы
27.11.2008  Россздравнадзор огласил список лидирующих по числу подделок лекарств
18.11.2008  В России значительно подорожали дешевые лекарства
01.11.2008  Николай Юргель рассказал о причинах отставания отечественной фармпромышленности
27.10.2008  Сероводород снижает артериальное давление
24.07.2008  ''Виагра'' помогла принимающим антидепрессанты женщинам
15.07.2008  Аспирин защищает кости от остеопороза и переломов
02.07.2008  Фармацевты получат перечень лекарств, которые должны быть только российского производства
09.06.2008  Изготовление фальсифицированных лекарств может стать преступлением
05.06.2008  Палестинская фармацевтическая компания планирует начать экспорт медикаментов в Европу
29.05.2008  Россия сможет отказаться от импортного инсулина
26.05.2008  Таблетки для ума
21.05.2008  Росздравнадзор пресек поставки в Москву лекарств неизвестного происхождения
22.04.2008  Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков опровергла свою причастность к дефициту атропина, адреналина и эфедрина на российском лекарственном рынке
22.04.2008  Merck продолжала выпуск лекарств, зная о побочных эффектах
08.04.2008  Специалисты обеспокоены неэффективностью препаратов для лечения высокого уровня холестерина
28.03.2008  Систему обеспечения дорогостоящими препаратами планируется передать регионам
20.03.2008  Росздравнадзор упростил порядок регистрации препаратов для лечения редких заболеваний
архив новостей ->

 СТАТИСТИКА
Кодекс этики врачей Рунета
На сайте функционирует система коррекции ошибок Orphus . Выделите текст, содержащий орфографическую ошибку и нажмите Ctrl+Enter.
Письмо с текстом ошибки будет отправлено администратору сайта.
Подписка Каталог Вебмастеру Реклама на сайте
На главную Карта сайта Поиск по сайту Написать письмо
© 2006-14 Медицина PRO. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Разработка сайта - веб-студия «ВебФронт»
Сгенерировано за 0.505 сек