Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уходят, уступают место более спокойным формам поведения. Однако, у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно
возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению
сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём
многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается
как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного
поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются
особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые
ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень
эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти
факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у
определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания
вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние
наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся
устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно
полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние
предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к
насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по
внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Изучение этих
характеристик чрезвычайно важно для понимания природы этого явления и для
своевременного преодоления этих опасных тенденций. Чтобы выявить психологические
особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же
характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии. |