Многие любители мясной пищи считают, что едят мясо из-за его вкуса. Однако новое исследование, проведенное группой ученых из Австралии, США и Франции, показало, что дело вовсе не во вкусе, а в личностных ценностях человека. Оказалось, что продукты и напитки обладают определенным символическим значением, которое влияет на человека гораздо сильнее, чем вкус. Ученые провели эксперимент: людям предлагали попробовать настоящее мясо или
вегетарианский продукт, напоминающий мясо, и «Пепси» или дешевый прохладительный
напиток. Оказалось, что на оценку вкуса больше влиял не реальный вкус, а
представления людей о том, что они едят.
Так мясо ассоциируется с властью и авторитетностью. Люди, стремящиеся к
подобным ценностям, говорили, что мясо вкуснее, чем вегетарианский продукт даже
тогда, когда им предлагали два одинаковых мясных блюда (вегетарианское блюдо
тайно подменили настоящим мясом).
Люди, приверженные ценностям, которые воплощает напиток «Пепси» (интересная
жизнь, общественное признание), считали более вкусным напиток, которые принимали
за «Пепси» (они пили дешевый аналог «Пепси»).
«Результаты нашего исследования могут пригодиться тем, кто занимается
пропагандой здоровой пищи. Любители мяса уверенны, что мясо вкуснее, чем его
заменители, однако наше исследование подвергло этот факт сомнению. Участники
исследования, которые пробовали вегетарианское блюдо, не смогли отличить его
вкус и запах от настоящего мяса. При этом на их оценки больше влияли их
представления о том, что они едят, а не реальный вкус блюда. Для людей важно,
чтобы продукт символизировал их личностные ценности. Нужно изменить существующие
в обществе представления таким образом, чтобы овощи и фрукты ассоциировались у
людей, например, с энергией и властью. Это поможет любителям мяса сделать свою
диету более здоровой», - говорят авторы работы.
По материалам “Journal of Consumer Research”.
Подготовила Анастасия Мальцева. |