Ученые британского Бристольского университета провели исследование, согласно которому дети-левши менее развиты и хуже учатся, чем их сверстники правши. Ученые хотели выяснить, связана ли леворукость с какой-то специфической
ментальностью, отличной от интеллектуальных особенностей людей с более развитой
правой рукой. Их исследование проводилось на основе тестирования десяти тысяч
детей, поделенных на три возрастные группы — семи, одиннадцати и четырнадцати
лет. Оказалось, что примерно 10 процентов британских детей левши и около 7,5
процентов одинаково свободно пользуются двумя руками. Всего же в Британии
насчитывается около шести миллионов левшей.
Исследователи установили, что дети-левши в массе своей менее развиты, чем их
сверстники с более развитой правой рукой, причем это не зависит от возраста.
Леворукие девочки, как правило, менее развиты и хуже успевают в школе, чем их
сверстники мальчики. Что же касается детей, свободно владеющих обеими руками, то
здесь и мальчики, и девочки практически менее развиты, чем правши, причем эта
недоразвитость заметна уже в раннем возрасте и не исчезает по достижении 14 лет.
Ученые предполагают, что сравнительная отсталость этой категория детей
объясняется меньшим вниманием со стороны родителей и меньшими стимулами в
процессе развития. Не исключено, считают британские исследователи, что на этот
разрыв в развитии и на уровень успеваемости повлияли, помимо леворукости, и
другие факторы — экономическое положение семьи, образованность родителей и даже
вес ребенка при рождении. Профессор Кэрол Проппер, один из руководителей этого
исследования, в интервью Радио Свобода рассказывает о его целях.
— Нас заинтересовал обнаруженный нами факт, что на рынке труда в Британии и
Америке леворукие мужчины зарабатываю больше, чем правши. Это показалось нам
крайне интересным, и мы решили выяснить, насколько ментальность взрослых
соответствует их же детской ментальности. Что мы сделали? Мы оценили детские
успеваемость и развитие на примере британских национальных экзаменов (в
исследовании участвовало десять тысяч детей) и попытались выяснить, существует
ли какая-то корреляция между леворукостью и школьными успехами, потому что
известно, что успеваемость в школе обычно сказывается на позднейших жизненных
успехах.
— Удалось ли выяснить, почему леворукость негативно сказывается на школьных
успехах?
— Мы не знаем, почему леворукие дети хуже успевают. В процессе исследования мы
контролировали множество факторов, которые могли повлиять на различие в
успеваемости детей-левшей и правшей, в частности, были ли их родители леворукими,
как влияет на них семейное окружение и другие «домашние» факторы. Эти факторы
оказывают определенное влияние на различие в успехах леворуких и праворуких
детей. Однако это различие сохраняется даже после учета всех этих факторов.
Возможно, что это различие обусловлено тем, что леворуким детям приходится
прилагать больше усилий для адаптации в праворуком мире, а также тем, что в
раннем возрасте у леворуких детей возникает больше проблем, чем у их праворуких
сверстников. В частности, при механических работах и при использовании рук в
других операциях. Возможно, это объясняет, почему они хуже выполняют в школах
спортивные упражнения.
— Существует ли непосредственная корреляция между леворукостью и умственным
развитием?
— Мало кто обращает на это внимание. На этот счет существует множество
стереотипов. Утверждают, например, что среди леворуких намного больше гениальных
людей, чем среди праворуких. Это так называемый «стереотип Леонардо да Винчи»,
который был левшой. Другой стереотип гласит, что левши опасные люди. Все эти
стереотипы, как и большинство стереотипов, неверны. Мы обнаружили, что левши в
некоторых случаях демонстрируют свое превосходство, а в других оказываются менее
успешными, чем правши. Так что, не будем касаться стереотипов. Однако никто до
нас не пытался выяснить с помощью систематических наблюдений, насколько успешно
дети сдают экзамены в зависимости от своей леворукости.
— А не может ли быть, что замедленное развитие и худшая успеваемость леворуких
детей связана не столько с феноменом леворукости, сколько с другими,
сопутствующими ей факторами?
— Мы сознаем, что на различие в интеллектуальном развитии леворуких и праворуких
детей влияют много других факторов, и мы старались контролировать их на разных
этапах нашего обширного исследования. К примеру, мы учли интерес родителей к
школьной успеваемости детей и время, которое они проводят с детьми во время
учебы. Но даже при всём этом мы фиксировали наличие разрыва в развитии и успехах
левшей и правшей, особенно заметному у детей, свободно владеющих обеими руками. |