Предпраздничный зимний сезон – самое оживленное время года для покупок и торговли. Психологи Kent State University /США/ решили выяснить, что движет людьми при совершении покупок в этот период и почему некоторых так захватывает мания шопоголии или навязчивой траты денег даже на те товары, которые человеку в сущности и не нужны. В результате наблюдений специалисты классифицировали поведение потребителей
на четыре вида с разными личностными характеристиками: нормальный тип,
невротический, примитивный или психотический. Каждая категория отражает
конкретную модель поведения человека не только при шоппинге, но и вообще по
жизни.
Как рассказал профессор Пол Альбанезе, главный автор исследования, обычные
покупатели тратят меньше, чем зарабатывают, и сохраняют деньги для будущих
приобретений, если они не могут позволить их себе в настоящее время. Их
поведение в магазине является предсказуемым и последовательным - такие люди
следуют чёткому плану покупок, которого они придерживаются, как правило, до
конца. Покупатели-невротики тратят большое количество времени на хождение по
магазинам, сравнение цен и выбор покупки, но в то же время зачастую они ничего и
не покупают. Люди с компульсивными чертами, испытывающие почти маниакальное и
непреодолимое влечение к чему-либо, подпадают под примитивный тип личности -
имея определённые расстройства психики, такие покупатели тоже много часов
находятся в торговых центрах и оставляют там большие суммы денег. Однако, в
отличие от психотического типа шопоголиков, компульсивные покупатели способны
осознавать свою страсть к новым приобретениям и останавливаться. Их шопоголия
носит временный характер. Психотические личности напротив опустошают свои
кошельки и кредитные карты достаточно регулярно и в результате сталкиваются с
серьёзными финансовыми проблемами из-за неразумных и бесконтрольных трат. |