Американские ученые выяснили, что люди с более высоким образованием лучше выполняют тесты на интеллект, даже если их мозг уже серьезно поражен болезнью Альцгеймера. Согласно популярной гипотезе об «интеллектуальном резерве», у людей с более
развитыми способностями к обучению, мышлению, запоминанию симптомы уже возникшей
болезни Альцгеймера проявляются позже, чем у людей, не имеющих
«интеллектуального резерва». Сам интеллектуальный резерв оценить крайне сложно,
поэтому в исследованиях обычно рассматривают уровень образования.
«Учитывая изменения, вызванные в мозгу болезнью (по данным аутопсии), можно
сказать, что у людей с более высоким уровнем образования, умственные способности
меньше снижаются в течении жизни. Чтобы у образованного человека снизились
умственные способности, болезнь должна разрушить гораздо больший объем мозговой
ткани», - говорит автор исследования Catherine M. Roe (Washington University
School of Medicine, США).
С 2003 по 2008 год ученые наблюдали за 37 пациентами с деменцией по типу болезни
Альцгеймера и за 161 человеком без деменции. Авторы исследования оценивали
интеллектуальный резерв с помощью таких показателей как уровень образования и
результаты тестов на интеллект. Все участники исследования прошли также
позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) с предшествовавшим ей введением в кровь
меченого вещества([11C]PiB). Это вещество специфически связывается с
бета-амилоидными бляшками, характерными для болезни Альцгеймера, позволяя
исследователям оценить степень поражения мозга.
Оказалось, что у пациентов, мозг которых уже был поражен болезнью,
правильность выполнения тестов на интеллект напрямую зависела от уровня
образования. У людей, не имеющих бляшек в мозгу, уровень образования не оказывал
серьезного влияния на результаты тестов.
«Наши результаты свидетельствуют в пользу гипотезы «интеллектуального резерва».
Основываясь на данных аутопсии, можно сказать, что, по мере накопления
патологических изменений в мозге, у пациентов с высоким уровнем образования тоже
появляются симптомы деменции и защитное действие «интеллектуального резерва»
ослабевает», - объясняет Catherine M. Roe.
По материалам “Archives of Neurology”.
Подготовила Анастасия Мальцева. |