В ближайшие несколько лет схема лекарственного обеспечения граждан претерпит радикальные изменения. В России будет введено лекарственное страхование, которое оставит за государством только расходы для части неработающих граждан. Оно будет оплачивать только базовый пакет лекарств строго по прописанным медиками стандартам, а за лечение более дорогими и качественными препаратами граждане будут доплачивать самостоятельно. Разговоры о возможности введения в России такой системы шли давно, однако в
четверг о ее необходимости заявил премьер-министр. Находясь с визитом в Курске,
Владимир Путин посетил завод «Фармстандарт», где и известил присутствующих о
судьбе отечественного фармпрома. Участники рынка уже заговорили о возможном
резонансе нововведений сродни революции, вызванной монетизацией льгот 2005 года.
Кроме общих слов о необходимости разработки комплексной, долгосрочной стратегии
для фармацевтической промышленности и наборе возможных мер поддержки премьер
высказался за переход к новой системе обеспечения медикаментами граждан. "Предлагаю
в рамках реформы здравоохранения подумать над адресным софинансированием
расходов граждан на приобретение лекарств в аптеках. Фактически это создание
всеобщей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство будет
оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту", - подчеркнул
премьер.
Таким образом, он фактически объявил о начале внедрения стратегии
фармстрахования, которое оставит за государством только расходы для части
неработающих граждан, за работающих же будут платить работодатели. Кроме того,
государство будет оплачивать только базовый пакет лекарств строго по прописанным
медиками стандартам, а за лечение иными, более дорогими и качественными
препаратами граждане будут доплачивать самостоятельно.
«Государству нужно сформулировать долгосрочные ориентиры для участников рынка, в
том числе дать производителям ясную картину, какие препараты, в каком объеме
будут в перспективе закупаться на бюджетные средства. Это важный сигнал, в том
числе и для потенциальных инвесторов», - сказал Путин, переходя к требованиям
для производителей.
Для того чтобы быть конкурентоспособными, необходимо серьезно ускорить внедрение
современного, принятого в мире стандарта производства - так называемой
надлежащей производственной практики - GMP, отметил премьер. Он также посетовал,
что большинство отечественных фармкомпаний пока не соответствуют этому стандарту,
но продолжают выпускать лекарства и участвовать в бюджетных программах.
Как это удастся сделать - большой вопрос. Внедрять GMP ускоренными темпами, как
было предложено в четверг, вряд ли получится. Огромная инфраструктура
отечественного фармпрома, принадлежащая государству, не позволяет этого сделать.
А те 5-10 российских заводов, работающих по этим европейским условиям, не могут
обеспечить нужный населению ассортимент медикаментов, они производят только
дорогие бренды. Значит, ведомствам придется либо опять давать кому-то
преференции, что противоречит рынку, либо отодвигать сроки введения GMP, что до
сих пор и происходило. Будет, конечно, разработана еще одна спецпрограмма по
ускорению, но возымеет ли она результат, неясно. Пока что международным
стандартам соответствует не более 25% фармпроизводителей. И страшные слова «отстающие
компании закрывать» из уст Владимира Путина в четверг прозвучали.
Самыми эффектными мерами развития будут те, которые направлены на внедрение
инноваций. Об этом на совещании в Курске говорил министр промышленности и
торговли Виктор Христенко. По его словам, в качестве инструментов возможны
проникновение на зарубежные рынки за счет приобретения иностранных активов,
субсидирование процентных ставок по кредитам для экспортных операций,
приобретение лицензий на производство в России современных инновационных
продуктов, предоставление долгосрочных кредитов для расширения фармацевтических
производств и ввода новых мощностей. Кроме того, в числе предлагаемых мер -
выравнивание доступа на рынок всех производителей и упрощение процедур вывода
импортозамещающей продукции на внутренний рынок. "Мы завершим работу над
общеотраслевой стратегией на период до 2020 года к сентябрю этого года", -
заявил Виктор Христенко.
Эксперты в целом положительно оценивают контент совещания. «Хорошо, что
руководство страны поддерживает идею лекарственного страхования, по которому
идут цивилизованные государства, - отмечает гендиректор DSM Group Александр
Кузин. - Это принципиальный плюс пациентам. Кроме того, могу гарантировать, что
уже в первый год перехода на новую схему она даст до 20% прироста рынку».
Просчитать долгосрочные потребности по ряду препаратов, как потребовал в четверг
премьер-министр, можно и на несколько лет вперед, к примеру, по востребованности
инсулинов, зная динамику роста по заболеваемости сахарным диабетом. Это
действительно будет сигналом инвесторам о том, что возможно начать строительство
заводов. Но аналитики считают, что по многим препаратам этого сделать не удастся,
поскольку, с одной стороны, и медицина развивается, а с другой - слишком уж
слабы в России перспективные экономические анализы и слишком часто они
корректируются коррупцией.
Систему дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) тоже просчитывали, и
восторгов в ее адрес звучало достаточно, но программа себя дискредитировала
исполнением и коррупцией, из нее вышло абсолютное большинство участников.
Эксперты говорят, что ДЛО поглотило безрезультатно для пациентов минимум $2 млрд.
«Все прозвучавшие в четверг в Курске предложения достаточно революционны,
поскольку тянут за собой многие цепочки реформирования здравоохранения, -
отмечает директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид
Мелик-Гусейнов. - Любое изменение системы - это риск, возможные сбои и неудачи.
Быстро все не удастся просчитать, на переходный период потребуется один-два года,
то есть изменения системы можно ожидать к концу президентского срока».
Эксперт ожидает, что ДЛО как федеральная целевая программа к этому времени умрет,
поскольку под прямым патронатом государства при лекарственном страховании,
скорее всего, останется только несколько сиротских заболеваний, производство
лекарств для лечения которых невыгодно фармрынку. Среди целевых программ,
которые должны остаться под патронатом государства, региональные власти называют
онкологические болезни, диабет, болезни беременных женщин и детей в возрасте до
трех лет. Пока же четкого понимания и расчетов системы в целом нет. |