В Санкт-Петербурге начала работу XIV международная конференция Адама Смита, посвященная проблемам фармацевтического рынка и здравоохранения в России. В день открытия участники форума обсуждали вопрос обеспечения населения РФ лекарственными препаратами. Уже примерно через полтора года Минздравсоцразвития планирует внедрить по всей стране систему лекарственного страхования. Для госбюджета это может означать 50 млрд рублей дополнительных расходов ежегодно. Цель новой системы заключается в том, чтобы дать населению равные возможности по
получению базового пакета медицинской помощи. Примером успешного внедрения
подобной системы может служить Германия, где застрахованному населению
компенсируется примерно 90% стоимости лекарств.
Первые прикидки концепции прозвучали на одной из последних коллегий ведомства из
уст министра Татьяны Голиковой. Инициатором новой схемы стал Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Система лекарственного
страхования должна будет предоставляться всем гражданам РФ, имеющим медицинские
полисы ОМС вне зависимости от социального статуса. Контроль за ресурсами и
технологиями поставок, а также отчетностью ляжет на плечи Росздравнадзора.
Технологически система будет выглядеть как выделение бюджетных ресурсов, то есть
дотаций к стоимости лекарств в размере, приблизительно соответствующем 50% их
стоимости. Полцены препарата работающему населению будет компенсировать
работодатель. «Принцип сооплаты гражданином должен нивелировать риски
неадекватной выписки рецептов врачами», - заявил "Газете" и.о. директора ФФОМС
Дмитрий Рейхарт.
По словам заместителя руководителя Росздравнадзора Елены Тельновой, переход к
цивилизованному лекарственному обеспечению будет постепенным: "Все население мы
сразу не охватим, но будем двигаться в этом направлении. Пока будет идти
нормативная и информационная подготовка населения, страховых компаний, медиков и
игроков фармрынка". Как и когда в проект вступят страховые организации, пока не
ясно, сказала она. По расчетам ФФОМС, программа будет теоретически проработана
до конца нынешнего года, опробована в 2009-м (на примере какой-либо одной
области), а с 2010 года схема будет распространена на всю РФ.
«От государства новая схема может потребовать около 50 млрд рублей в год, -
сказал в своем выступлении на форуме генеральный директор DSM Group Александр
Кузин. - Но я полагаю, что камнем преткновения могут стать не инвестиции, а
отсутствие должной инфраструктуры. Даже если будет задействована инфраструктура
программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), в России просто нет
нужного количества поликлиник, кабинетов для выписки рецептов, и эти недоработки
могут оказаться "граблями ДЛО", на которые есть риск наступить». Тем не менее
аналитик полагает, что 2010 год - дата реальная для начала проекта. Кроме того,
по его словам, новая схема даст толчок к росту фармрынка приблизительно на
18-20%. В абсолютных цифрах (если исходить из объема средств ФФОМС в 2008 году в
123 млрд рублей) объем рынка готовых лекарств будет составлять 44 млрд рублей.
Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов
оценил необходимые государству ресурсы для начала проекта лекарственного
страхования в $2-2,5 млрд. Остальные средства будут инвестировать работодатели и
сами граждане, оплачивая часть стоимости лекарств. Главное же, что потребуется
для запуска проекта, - это наличие политической воли, говорит эксперт. Судя по
развитию ситуации, такая воля будет проявлена. Поскольку большая доля нагрузки
на здравоохранение по новой схеме ляжет на плечи работодателей, государству
останется лишь позаботиться о снабжении лекарствами неработающих россиян. |