Вчера в Санкт-Петербурге были подведены первые итоги стартовавшего ровно год назад пилотного проекта по внедрению одноканального финансирования в больницах. В проекте принимали участие 19 регионов РФ. Идея новой схемы заключается в том, чтобы все ресурсы поступали в больницы, являющиеся участниками проекта, не из разных источников (муниципальных, ведомственных, федеральных), а через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Выступая на созванной по случаю подведения итогов пресс-конференции, и.о.
директора фонда Дмитрий Рейхарт сообщил, что в Ленинградской области по новой
схеме одноканального финансирования работало 18 больниц.
Территориальная программа ОМС для области в 2007 году составляла 6,5 млрд
рублей, в 2008 - 8,3 млрд рублей. Проект дал возможность добавить к обычному
финансированию лечебного учреждения 25% годового объема денег. Часть из этой
денежной добавки пошла на прибавку к зарплатам. Тем самым устранена недоработка,
при которой в амбулаторном звене зарплаты медикам прибавили, а в стационарах -
нет. Средняя зарплата врачей выросла до 20--25 тысяч рублей.
Дмитрий Рейхарт пообещал, что через некоторое время на 20% будут увеличены
размеры территориальных взносов за неработающих пациентов, что даст возможность
несколько улучшить медпомощь для этого слоя населения. Кроме того, к концу
следующего месяца ФФОМС закроет все долги за поставки лекарств перед городом и
областью. И.о. директора ФФОМС заявил, что ожидает распространения проекта на
всю Россию с 2010 года. "Решение о распространении схемы на всю Россию должно
принять правительство РФ ", - заявил Дмитрий Рейхарт.
Эксперты полагают, что одноканальное финансирование больниц (а именно такое было
в РФ во времена Советского Союза), потенциально схема правильная, если
воплощается рационально. "Главное, чтобы при введении такого финансирования
государство не начало администрировать, предъявляло равные права больницам всех
форм собственности", - говорит главный клинический фармаколог , в прошлые годы
организатор здравоохранения и сотрудник системы обязательного страхования
Владимир Батурин. Эксперт считает, что деньги в больницу должны приходить за
каждым больным без всяких понижающих коэффициентов в соответствии с затратами, а
ФФОМС должен нести ответственность за качество медпомощи.
«Одноканальное финансирование - более прозрачная схема, - высказал "Газете" свое
мнение консультант международных и национальных проектов в области экономики
здравоохранения, консультант Высшей школы экономики и администрации президента
РФ Владимир Шевский. - В нескольких потоках денег запутаться и запутать
существенно легче».
Владимир Шевский привел объективный показатель увеличения эффективности
медпомощи при одноканальном финансировании на примере Самарской области, где
внедряли такую схему в 1980-е годы. При нынешних многоканальных схемах
количество вызовов скорой помощи на 1 тысячу населения в год составляет
350--360, при одноканальных - в Самарской области они составляли 230 вызовов, а
в Самаре только 200. Значит, при такой новой схеме медики работают лучше.
По словам экспертов, одноканальное финансирование предполагает понятные рыночные
правила для всех участников: властей всех уровней, ФФОМС, страховых компаний,
врачей и пациентов. "Если проект не удастся, это будет значить, что коррупцию
победить не удалось", - заключили аналитики. |