Развитие дислексии у европейских и китайских детей связано с нарушениями функций различных отделов коры головного мозга, и, возможно, во многом определяется культурными особенностями пациентов. Таковы результаты исследования китайских ученых, отчет о котором опубликован в Proceedingsof the National Academy of Sciences.
Дислексия – достаточно распространенное заболевание, связанное с затруднениями в
чтении и понимании текста. Большинство специалистов, опирающихся на данные
европейских исследований, связывают его с недоразвитием височно-теменной и
височно-затылочной зон коры головного мозга.
Впервые гипотеза о существовании различных механизмов развития дислексии
появилась в 2004 году, когда сотрудники Гонконгского университета сравнили
результаты МРТ-обследований мозга детей с дислексией из Китая и Великобритании.
В отличие от британцев, китайские дети не имели аномалий в височно-теменной и
височно-затылочной зонах. В то же время они отличались от здоровых детей
меньшими размерами средней лобной извилины.
Исследователи предположили, что причина такого различия может заключаться в
особенностях китайской письменности. В то время как европейцы составляют слова
из букв, обозначающих звуки, китайцам приходится запоминать пиктограммы,
указывающие на целые слова и понятия. Впрочем, подтвердить эту теорию оказалось
непросто, поскольку точно измерить отклонения в интересующих ученых участках
мозга обычное МРТ-обследование не позволяет.
В ходе нового исследования, ученым удалось подтвердить свою гипотезу с помощью
так называемой воксельной МРТ-морфометрии. Эта методика позволяет получать
детальные трехмерные изображения различных отделов мозга, и фиксировать даже
незначительные колебания их размеров и пространственной структуры. Обследования
показали значительное снижение объема серого вещества в передней лобной извилине
у китайских детей с дислексией.
По словам американского нейрофизиолога Джона Габриэли, передняя лобная извилина,
связанная с «китайским» вариантом дислексии, отвечает не за распознавание
символов, а за кратковременную память. Столь различные модели развития
заболевания открывают новые возможности для его лечения. Например, страдающих
дислексией европейского типа детей можно попытаться научить читать по-китайски:
не складывая слова из отдельных звуков, а запоминая их написание как графический
образ. |