В первом полугодии 2006 года отечественные фармацевтические предприятия суммарно выпустили продукции более чем на $1 млрд.
Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее российские компании по-прежнему продолжают «сдавать» рынок иностранным конкурентам. Рост поставок по импорту в 2006 году существенно (54%) опережает показатель по российскому производству. Однако некоторые позитивные сдвиги все-таки есть. Последние два года стали знаковыми для российских фармпроизводителей. Было
создано несколько крупных производственных фармацевтических холдингов – «Биннофарм»,
«Фарм-центр», «Макиз-Фарма». На российский рынок пришла целая армада профильных
западных инвесторов – Solvay, Servier, Hemopharm и др. В первой половине
текущего года и государство проявило инициативу: были созданы
научно-производственные фармацевтические холдинги, включающие в себя несколько
производственных предприятий и НИИ. Это важный шаг в создании отечественной
научно-производственной базы для разработки инновационных формул, создания
собственных высококонкурентных препаратов с уникальными свойствами, которые
будут востребованы на мировом рынке лекарств. Именно к таким лекарственным
средствам склоняются в последнее время потребительские предпочтения. Разумеется,
разработка и вывод на рынок инновационного лекарственного препарата – задача не
простая и требует значительных финансовых затрат с привлечением сторонних
инвестиций и профессиональных управленцев.
И все же российская продукция постепенно вытесняется с рынка, отчасти из-за
неудовлетворительного качества (пока лишь немногие российские предприятия
провели сертификацию соответствия производственных процессов стандартам GMP*),
отчасти из-за традиционного ассортимента, у которого имеются десятки и сотни
конкурентов. Для многочисленных российских предприятий, выпускающих
препараты-аналоги (дженерики), «замаячила» ещё одна реальная угроза – выпуск
собственных удешевленных дженериковых версий производителями оригинальных
препаратов. Пока существует лишь ряд прецедентов (фармацевтический гигант «Пфайзер»
намеревается выпускать дешевый аналог собственной разработки – «Золофт»; похожие
действия предпринял «Мерк», значительно снизив цену на статин «Зокор»). Однако
тенденция может принять массовый характер. В случае если это произойдет, ряд
российских компаний просто не смогут конкурировать со своими иностранными
коллегами. Разработчик инновационного препарата сам выйдет на рынок дженериков с
более низкой ценой, однако с таким уровнем качества, до которого нам еще расти и
расти. Вариантов выхода из подобной ситуации не так много: в привилегированном
положении окажутся российские компании, имеющие в ассортиментном портфеле
оригинальные разработки. Тем же, у кого их нет, следует подумать о заключении
долгосрочных партнерских соглашений с иностранными производителями на фасовку
лекарственных средств или активнее работать в направлении стран ближнего
зарубежья.
Впрочем, в случае введения ряда законодательных ограничений, которые находятся в
стадии разработки (например, изменения порядка импорта лекарственных средств в
Россию), работа иностранных компаний в России также существенно усложнится. В
первую очередь, это касается поставок препаратов в рамках национального проекта
«Здоровье». Иностранных производителей, заинтересованных в российском
фармацевтическом рынке, это толкает на принятие активных мер: одни открыли или
планируют открыть собственные предприятия («Гедеон-Рихтер», КРКА, «Хемофарм», «Сервье»),
другие приобретают перспективные российские компании («Штада» купила
нижегородский «Нижфарм», индийская «Ранбакси» – подмосковный «Акрихин»). Похоже,
что этот процесс продолжится. В числе наиболее «аппетитных», с точки зрения
приобретения, объектов можно назвать «Отечественные лекарства», «Фармстандарт»,
«Фарм-Центр», «Верофарм», «Макиз-Фарма» и др.
Таким образом, несмотря на снижение рыночной доли, у российских компаний есть
масса шансов серьёзно укрепить свои позиции на рынке. Необходимо трезво
оценивать свои возможности, а также подготовиться к законодательным инициативам
со стороны государства.
Аптеки плетут сети
Второй квартал текущего года ознаменовался особенно активным развитием розницы
фармацевтического рынка. Сразу несколько крупных сетевых компаний объявили о
планах масштабного развития на ближайшие годы. Это касается не только расширения
территориального присутствия, но и качественных изменений в деятельности
компаний.
Две крупнейшие по обороту российские аптечные сети – «36,6» и «Ригла»
(совместный оборот – около $550 млн) – намерены за два года серьёзно увеличить
количественный состав, примерно до 1000 аптек каждая, а это уже вполне
сопоставимо с крупными европейскими ритейлерами. Стараются не отставать от них в
плане развития и сети меньшего размера. Очевидно, что эти действия своевременны,
ведь европейские игроки всерьёз рассматривают перспективы выхода на российский
розничный рынок. В самом ближайшем будущем на российском рынке появятся уже все
три крупнейшие европейские дистрибуторские компании (сейчас мультинациональной
Alliance Boots принадлежит компания «Аптека-Холдинг»; Phoenix владеет крупным
пакетом акций компании «Роста», а немецкая Celesio AG претендует на покупку
крупной аптечной сети «О3»). Посмотрим, удастся ли российским аптечным сетям
принять вызов западников? Для этого у них имеется достаточно возможностей. |